Нанотехнологии способны изменить такие «приземленные» отрасли, как ритейл и логистика. Миниатюрные радиодатчики RFID превращают каждую этикетку в миниатюрную флешку.
12 секунд — столько времени отводилось на обслуживание одного клиента в пилотном RFID-магазине «Перекресток Магазин будущего». Совместный проект X5 Retail Group, «Ситроникс» и «Роснано» стартовал в Москве в 2012 году. Реализация проекта была поручена проектной компании ООО «Магазин будущего». Основная фишка магазина: 91% всех товаров (5,3 тыс. позиций) были снабжены RFID-метками (RadioFrequencyIdentification, радиочастотная идентификация).
Это означает, что, во-первых, любые перемещения товара можно отслеживать автоматически. Как только покупатель берет с полки товар, на склад идет сигнал, что нужно пополнить запасы. Решение «умная полка» позволяет автоматически формировать задания на выкладку и автоматически отслеживать сроки годности товара. Такая автоматизация упрощает логистику товара: сразу же появляется информация о количестве и ассортименте на полках. Во-вторых, в «Магазине будущего» меньше кассиров и продавцов. Вместо сканера штрих-кодов в «Магазине будущего» стоял специальный RFID-сканер, который считывал всю корзину с товарами разом и формировал чек. Покупателю остается только оплатить покупку на терминале самообслуживания.
Похожий эксперимент с «умной полкой» проводила несколько лет назад компания Metro в Дюссельдорфе, но немцы не стали разрабатывать RFID-сканер, способный считывать все товары в корзине разом. «Ключевой задачей было избавиться от очередей, поэтому с самого начала поштучное сканирование товаров не рассматривалось,— рассказывает гендиректор компании ”РСТ-Инвент“ Сергей Дудников.— В корзине товары лежат вперемешку, одни продукты поглощают радиоволны, другие — отражают. Это был настоящий вызов для нас как разработчиков ”умной кассы“. ”РСТ-Инвент“ совместно с командой” Магазина будущего“ с задачей справилась: касса считывала 100% промаркированных RFID-метками товаров.
Изначально создатели «Магазина будущего» рассчитывали на уменьшение издержек за счет сокращения персонала и логистических ошибок. Однако на деле внедрение «умных касс» дало еще и прирост выручки на 10%. «В магазин стали чаще приходить мужчины: мы же все ненавидим очереди и любим технологические новинки»,— говорит Сергей Дудников.
В 2013 году эксперимент закончился, но участники проекта считают его успешным. Сейчас ООО «Магазин будущего» работает над новым проектом «Цепочка поставок будущего». «Основной задачей открытия магазина было доказать техническую возможность считывания большого количества товаров самого широкого ассортимента,— рассказывает гендиректор компании ”Магазин будущего“ Ольга Караева.— Теперь же мы активно работаем с поставщиками и дистрибуторами с целью переноса маркировки товара на сторону производителя. Конечно, на уровне единицы товара применение RFID в розничной торговле продуктами питания слишком дорого. Но при маркировке логистических единиц (коробка, паллет) расчет бизнес-кейсов показывает очевидные выгоды применения технологии».
Ключевая проблема развития рынка RFID — стоимость самих меток. Если их импортировать, расходы на автоматизацию могут превысить все выгоды. Поэтому компания «РСТ-Инвент», совместное предприятие группы компаний «Систематика» и ОАО «Роснано», построила в Ленинградской области завод по производству RFID-меток UHF-диапазона. В 2013 году «РСТ-Инвент» выпустит 5 млн меток, в 2014-м планирует 20 млн. В России есть еще один крупный производитель меток — московский «Микрон», но он обслуживает в основном метрополитен.
«Спрос превышает предложение— оборудование уже работает 12 часов в сутки, и мы планируем переходить на работу в две смены»,— говорит господин Дудников. Стоимость меток «РСТ-Инвент» — 5–10 руб. Однако при объемах свыше 1 млн стоимость некоторых видов меток может быть ниже. Самые дорогие — около 300 руб.— используются в метрополитене Петербурга: помогают поездам останавливаться в строго определенных местах.
Кроме библиотек и ритейла есть у RFID и другие потребители. Новосибирский производитель лекарств «Аболмед» наносит метку на лекарство прямо на конвейере. Чтобы проверить штрих-код, нужно запрашивать информацию в центральной базе, RFID-метки сами содержат всю информацию и цифровую подпись — проверить легальность лекарства можно сразу на месте. Также RFID-метки отлично заменяют антикражные датчики в фешн-бизнесе: они легче и удобнее. Не оттягивают одежду.
Но самый перспективный рынок RFID — это оптовые продажи. Точно так же, как корзинку с покупками, можно быстро просканировать ящики с товарами или целую фуру. Некоторые интеграторы встраивают в метки систему геопозиционирования — тогда перемещения товара можно отслеживать в режиме реального времени. Затраты на логистику падают на 20–30%.
Автор: Николай Гришин
«Коммерсантъ», приложение «Review Нанотехнологии», №219, 28 ноября 2013 г.