Правительство России утвердило перечень десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации уже с 2019 года. Помимо табачной продукции, одежды, обуви, духов и фотоаппаратов, в него вошли и автомобильные шины. Это будет способствовать снижению оборота контрафактной продукции в России.
В настоящий момент решается вопрос о способах идентификации групп товаров из нового перечня. Одним из важных вопросов является необходимость маркировки автомобильных шин RFID-метками.
По сравнению с другими способами маркировки шин в частности штрих-кодом, RFID-метки обладают рядом ключевых преимуществ: возможность считывания данных вне зоны видимости объекта и групповой регистрации, отслеживание товара в режиме реального времени, невозможность подделать метку или заменить, эксплуатация в условиях агрессивного воздействия окружающей среды.
В 2018 году компания «РСТ-Инвент» разработала уникальную RFID-метку TireTag для маркировки покрышек, которая позволяет автоматизировать процесс учета и внутренней логистики шин на территории заводов-производителей, а также контролировать покрышки в процессе эксплуатации транспортными предприятиями.
В память метки можно записать данные об изготовителе, типе, дате производства, материалах и др. информацию. В течение жизненного цикла изделия данные пополняются. Таким образом, новая RFID-метка для шин является электронным паспортом изделия.
RFID-метку TireTag возможно интегрировать как непосредственно внутрь покрышки на этапе производства, так и в уже готовую шину. В обоих случаях RFID-метка полностью защищена от перепадов давления, температур и механических воздействий при нормальной эксплуатации покрышки.
«Необходимо отметить, что при интеграции метки между слоями покрышки, не нарушается целостность материала. Это важное свойство позволяет исключить брак, связанный с маркировкой шин на производстве. Рентгенографический контроль качества показывает полное отсутствие дефектов шин в месте интеграции метки. Таким показателем не может похвастаться ни одна метка в мире», — комментирует Дмитрий Сазонов, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами.
В ходе испытаний на ряде заводов по производству покрышек инженеры по контролю качества разрезают случайно выбранные шины, и изучают все детали, которые могут повлиять на характеристики и безопасность эксплуатации шин. Специалисты отмечают отсутствие нарушений целостности изделий при интеграции RFID-меток TireTag.
Кроме того, нагрузочные испытания на автотранспортных предприятиях показали работоспособность маркированных шин на пробегах до 400 000 км, тем самым обеспечивая эффективный контроль колес на всем жизненном цикле шины.
Стоит отметить, что при интеграции RFID-метки в покрышку изъять ее без повреждения шины невозможно. Это позволяет максимально эффективно защитить продукцию от контрафакта и подмен.
Кроме борьбы с контрафактом, RFID позволяет производителям эффективно управлять внутренней логистикой на складе и отслеживать цепочки поставок продукции.
Автотранспортным предприятиям RFID-система контроля шин позволит сократить расходы на плановые замены покрышек, осуществлять мониторинг жизненного цикла изделий, обеспечить защиту от хищений и подмен, а также значительно сократить время на учет колес.