Метод радиочастотной идентификации RFID стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни: карточки в метро, системы доступа на платных автомобильных дорогах, системы безопасности в зданиях, автоматизация в библиотеках, на складах и многое другое. О том, как развивается рынок RFID технологий в России, TelecomDaily рассказал генеральный директор ООО «РСТ-Инвент» Александр Гребенник.
Ред.: Насколько на сегодняшний день в России развит рынок RFID-технологий? Есть ли какая-то общая статистика по объемам этого рынка, долям и пр?
А.Г.: В свете последних событий и заявлений Министерства промышленности и торговли о борьбе с фальсификатом, мы прогнозируем рост сферы использования RFID в производстве продуктов питания, одежды и фармацевтической продукции. Стоит отметить, что из всех существующих на рынке методов защиты единицы продукции, именно RFID является наиболее эффективной технологий в борьбе с контрафактом.
Основные направления деятельности, в которых применяется технология RFID в России, это библиотеки и архивы, инвентаризация основных средств, системы управления контроля доступа, ювелирная отрасль, легкая промышленность (fashion-индустрия), фармацевтическая промышленность, производственная автоматизация и т.д.
В меньшей степени технология используется в атомной промышленности, лесозаготовках, на выставках и конференциях и пр.
Ред.: Правильно ли мы понимаем, что большинство контрактов на оборудование так или иначе связано с госзаказом?
А.Г.: Традиционно доля госзаказа достаточно велика и составляет примерно половину портфеля проектов «РСТ-Инвент». Именно государственные предприятия – библиотеки и архивы – одними из первых в нашей стране оценили преимущества RFID-технологии и стали использовать её в своей деятельности. Поэтому формирование существенной части спроса со стороны государства обусловлено самой историей распространения RFID-технологии в РФ. Но связывать большинство контрактов с госзаказом нельзя. Бизнес также успешно применяет RFID, например, в таких задачах, как автоматизация производств, управление логистикой, защита продукции от подделок.
При этом нельзя не признать, что сейчас наметился заметный перевес в сторону госсектора. Для нас это связано, прежде всего, с активным сотрудничеством с «Почтой России», неизменным спросом на нашу продукцию со стороны всё тех же библиотек, а также снижением интереса со стороны бизнеса к автоматизации в целом и к технологии RFID в частности. Коммерческие предприятия заняты сокращением издержек, и различного рода инновации отошли если не на задний, то, как минимум, на второй план.
Но колебания спроса, как со стороны бизнеса, так и со стороны государственных компаний были всегда, и, если рассматривать долгосрочный период, то в среднем сохраняется достаточно устойчивое равновесие.
Ред.: Если говорить о частных контрактах, какого плана заказчики обращаются к вам? О каких объемах поставок идет речь?
А.Г.: Как уже отмечалось, объём коммерческого заказа снижается. Сейчас он формируется в основном поставками расходных материалов (RFID-метки, бирки, этикетки) и дооснащением имеющихся систем наших постоянных клиентов, которые внедрили технологию RFID на своих предприятиях задолго до печальных событий 2014 года. Новых заказчиков со стороны частного сектора немного. Когда бизнес занят выживанием, грузить его инновациями бесполезно. Не каждый отважится вложить ощутимые средства в построение RFID-инфраструктуры в ситуации, когда поддержание и основных-то бизнес-процессов даётся нелегко. Но, как известно, кризис – это время возможностей. Сегодня поставщики RFID-решений на фоне увядающего спроса становятся намного более сговорчивыми, пытаясь удержать или привлечь клиента различными бонусами: от беспрецедентных скидок на новейшее оборудование и программное обеспечение, лояльных условий оплаты, резервирования товаров на складе и до существенного увеличения сроков бесплатного постгарантийного обслуживания. Таким образом, несмотря на рост курса валют, а, следовательно, и цен на импортные и импортосодержашие компоненты, при грамотном и вдумчивом подходе есть масса возможностей построить RFID-систему, отвечающую всем требованиям к функционалу, и уложиться в более скромный бюджет, чем ещё год-полтора назад.
Ред.: Насколько производство RFID-оборудования можно считать отечественным? Какова доля импортных составляющих, и в чем они проявляются?
А.Г.: Производителей RFID-меток в России только два: ООО «РСТ-Инвент» в диапазоне UHF и компания Микрон в диапазоне HF. В итоге, на российском рынке практически все RFID-метки либо закупаются у этих двух компаний, либо завозятся из Китая и Европы.
Что касается RFID-оборудования, то на территории РФ его производителей также немного. В основном, на рынке представлены компании интеграторы, которые используют импортное оборудование и метки, адаптируя под них свое программное обеспечение. Такое решение получается, как правило, дорогим и не всегда качественным. Кроме того, это усугубляется тем, что поддержка такого оборудования находится за рубежом, что, в свою очередь, сильно влияет на оперативность предоставления сервиса и гарантийных услуг интегратором. Есть также несколько иностранных компаний-производителей RFID-оборудования и меток, у которых есть филиалы и офисы в России.
К сожалению, в России пока нет полноценных производителей сырья и материалов для производства RFID-меток и оборудования. В этой связи, доля импорта все еще высока.
Ред.: Нацелены ли российские производители на зарубежные рынки и в каких объемах? Или в Европе существуют свои лидеры в этой сфере, с которыми сложно бороться?
А.Г.: В первую очередь, отечественные производители нацелены на рынки стран СНГ и Таможенного союза. Очень активно идет работа с Казахстаном и Белоруссией. Что касается Европы – разумеется, там сложился свой порядок, свои лидеры и, что немаловажно, свои стандарты. Конкурировать на европейском или азиатском рынке российским производителям и сложно, и нецелесообразно – слишком много еще можно сделать в России. Тем более что наша страна нуждается в сильных отечественных производителях и в улучшении качества их продукции.
Источник: TelecomDaily