В январе 2018 г. вступили в силу изменения в законодательстве РФ, регулирующем оборот алкогольной продукции.
Госдума приняла несколько сотен поправок к Федеральному Закону 171-ФЗ. Новые законы будут направлены на борьбу с нелегальным производством спиртных напитков, организацию прозрачной системы контроля производства и реализации.
Переходный период продлится всего полгода, по окончании которого движение всей маркируемой алкогольной продукции от производства до реализации будет осуществляться только с помарочным учетом. За нарушение новых требований организации будут нести ответственность, вплоть до уголовной. Причем наказание стало намного суровее и предусматривает не только огромные штрафы, но и арест, и лишение свободы.
В первую очередь перемены коснутся производителей и дистрибьюторов алкогольной отрасли, а также крупных ритейлеров. С 1 июля 2018 г. предприятия, участвующие в обороте алкоголя, будут обязаны вести поштучный учет всей алкогольной продукции и отчитываться об этом в режиме реального времени. Для компаний, оперирующих товарами в групповых и транспортных упаковках (коробках, ящиках, палетах), данное требование становится практически невыполнимым, т.к. предполагает распаковку и сканирование акцизной марки каждой бутылки на всех логистических операциях. Как справиться с новой задачей, каждый участник отрасли решает сам. Но позиция Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка бескомпромиссна: не выполните требование – потеряете рынок.
В настоящий момент предприятия, осознавшие неотвратимость требований регулятора, напряжённо пытаются найти решение, которое не сопровождалось бы ощутимыми финансовыми вложениями. Кто-то внедряет дополнительное многоуровневое штрихкодирование, как наиболее простое и дешёвое, на первый взгляд, решение. Однако элементарный анализ применения данной технологии обнаруживает не только необходимость значительных капитальных затрат на переоснащение производственных линий и доработку функционала информационных систем предприятия, но и драматичное падение темпов производства, а также рост количества ошибок в документообороте.
Наиболее прогрессивные компании алкогольной отрасли, понимая бесперспективность уклонения от требования помарочного учёта, а также открывающуюся возможность наращивания конкурентных преимуществ за счёт применения современных технологий, всё чаще обращают внимание на радиочастотную идентификацию (RFID).
Изучив проблематику задачи, инженеры РСТ-Инвент предложили интегрировать RFID-метку непосредственно в акцизную марку. В этом случае технологический процесс маркировки алкогольной продукции остается практически неизменным, а возможности учета продукции многократно расширяются и не зависят ни от скорости производства, ни от формата упаковки: бутылка, коробка или палета.
Ещё в 2017 году специалисты РСТ-Инвент провели эксперимент по групповому считыванию палеты с алкогольной продукцией в RFID-портале. Маркированные RFID-метками бутылки с алкоголем были упакованы в картонные коробки и уложены в пять рядов (по 9 коробок в каждом) на палету. RFID-портал производства РСТ-Инвент успешно идентифицировал каждую из 720 бутылок палеты, перемещаемую через зону регистрации. Эксперты компании отмечают, что эксперимент проводился только с одним видом алкогольного напитка, и другие составы содержимого бутылок скорее всего повлияют на их «поведение» в RFID-портале. Вероятнее всего для разных видов алкоголя потребуется индивидуальная оптимизация связки метка-антенна-считыватель. Но в целом задачу помарочной идентификации значительного количества алкогольной продукции в портальном RFID-считывателе можно считать решаемой, хоть и весьма непростой.
Кроме того, компания РСТ-Инвент предлагает целый комплекс аппаратно-программных средств для учёта маркированной RFID-метками продукции на предприятиях практически любого уровня и объёма.
В частности, производственным предприятиям РСТ-Инвент рекомендует использовать разработанные в компании конвейерные RFID-решения, с возможностью установки практически на любом участке конвейерной линии без необходимости внесения конструктивных изменений в дорогостоящие производственное оборудование. Логистические операции могут автоматизироваться как с применением стационарных RFID-порталов, так и с использованием передвижных RFID-тоннелей открытого и закрытого типов. Всё необходимое оборудование серийно производится на производственной площадке РСТ-Инвент в Ленинградской области.
Также РСТ-Инвент оказывает услуги по проектированию, созданию и внедрению RFID-систем «под ключ». Инженеры компании обладают богатым опытом и глубокой экспертизой в создании как «standalone» систем, так и в осуществлении интеграции создаваемых систем с ИС предприятий-заказчиков.
В настоящий момент компания «РСТ-Инвент» проводит предпроектную работу с рядом виноводочных заводов и дистрибьюторов алкоголя по оценке применения технологии RFID на производстве и в складской логистике.