С декабря 2012 года в Москве открыт и успешно работает «Магазин Будущего» — единственный в мире супермаркет самообслуживания, организованный с применением RFID-меток на уровне единицы товара.
Любая научная новинка завоёвывает прикладные области постепенно. RFID-метки давно вошли в обиход в самых разных областях, но идея использования RFID на уровне единицы товара для организации продуктового ритейла пока что нигде в мире реализована не была. Виной тому огромное количество ограничений и сложностей, связанных с большим разнообразием продуктового ассортимента и его радиочастотных свойств, технологиями надежного чтения RFID-меток в группе, относительно высокой стоимостью RFID-меток по сравнению с традиционными штрих-кодами и др.
Тем не менее, в 2011 году на форуме «РОСНАНОТЕХ 2011» ООО «Магазин Будущего» представило модель супермаркета, работающего с RFID-метками. На полках было представлено 130 наименований товаров (напитки, кондитерские изделия, косметика), «Умная касса» считывала метки, терминалы давали различные возможности оплаты покупок, антикражные ворота контролировали процесс – идея обрела очертания, хотя до полноценной реализации тогда было ещё далеко. Зато впервые удалось продемонстрировать, что, в частности, проблема считывания меток на товарах, содержащих жидкости, теперь решаема. Старт был дан.
Прошёл год, и в центральном офисе X5 Retail Group заработал настоящий магазин будущего – «Перекресток Магазин будущего». 5300 наименований товаров, новейшее оборудование и… это просто удобно!
— Результаты говорят сами за себя, замечает Ольга Караева, Генеральный директор ООО «Магазин Будущего» — Оборот увеличился на 16%, количество чеков (покупок) увеличилось на 20%; сокращение времени ожидания в очереди сократилось до 2 минут, тогда как до внедрения посетители стояли до 20 минут в очереди.
«Что, самый умный, что ли?!»
Идея назвать системы для нового магазина «Умными» очень удачная. Пришёл за картошкой, а все вокруг такие умные – и полки, и касса, и тележки… Начнём, пожалуй, с «Умной полки».
Внешне этот стеллаж почти не отличается от соседних. Только если присмотреться, становится ясно, что полки здесь немного толще обычных. Умными их делает RFID-считыватель, встроенный внутрь полки, и специальная программа, обеспечивающая «умную» логику работы. Теперь «Умная полка» знает, что на ней стоит, в каком количестве и каков срок годности этих товаров. Если перед Пасхой домохозяйки в ажитации смели все запасы куличей, сотрудник, ответственный за выкладку, моментально получит об этом письмо от «Умной Полки» по электронной почте. А если срок годности товара подходит к концу, можно объявить акцию и снизить цену на него.
«Ой, мы забыли поменять ценники!»
Ситуация известная: ценник один, а на кассе вам пробивают товар по другой цене. Тогда вы берёте в руки закон о публичной оферте и отмахиваетесь им от этой классической фразы менеджера торгового зала. Степень восстановления справедливости зависит от наличия у вас свободного времени.
В Магазине Будущего такая картина невозможна по определению: все ценники здесь – электронные. Поменяли цену на товар в системе – это немедленно отразилось в ценнике. Выглядят они, кстати, как обычные бумажки, только серые, а не белые. Работают даже в низкотемпературных морозильниках при минус 18 градусах.
Так что скоро уйдёт в историю ещё одна классическая фраза – «Мы забыли поменять ценники». Так же, как исчезло знакомое всем с детства: «Вас много, а я одна!»
Покупателей в Магазине Будущего много, а «Умных касс» — всего две. Но, как ни удивительно, этого вполне достаточно! Именно «Умная касса» — основной инструмент экономии времени покупателя. Товары никуда не выкладываем, а опускаем весь пакет или корзину в ящик при кассе. Крышка закрывается, проходит несколько секунд – и на дисплее отображается сумма вашей покупки. Забираем корзину (или ставим следующую), проходим к терминалу оплаты.
Детали: Во-первых, закрывающаяся крышка. Она позволяет экранировать сканируемую корзину и гарантирует, что считыватель не добавит к вашим покупкам случайно отсканированные из корзины стоящего рядом покупателя.
Для пущей надёжности в «Умной кассе» используется контроль веса. Товары в корзине во время сканирования взвешиваются, и их вес сравнивается с эталонным весом этих товаров, заранее введённым в базу данных. RFID-метки, в отличие от штрих-кодов, могут быть ориентированы по отношению к сканеру произвольным образом. Товары в корзине могут лежать, стоять, метки могут быть закрыты даже бутылками с жидкостью – всё равно они прочитаются. Считывающие устройства и антенны для торгового зала Магазина Будущего были разработаны и поставлены компанией «РСТ-Инвент», одним из ведущих игроков на новом для России рынке RFID.
«Через пятьдесят метров сверните направо, потом держитесь левее»
Новинка, существующая пока в виде тестируемой и разрабатываемой идеи – «Умная тележка». К стандартной тележке для супермаркета крепится дисплей. Покупатель может составить список покупок (как на любом личном гаджете), но «Умная тележка» ещё и разработает для него маршрут по магазину на основе этого списка. Или, например, если вам нужно купить товар, который вы редко покупаете и не знаете, где он лежит – «Умная тележка» подскажет его местоположение, цену и как к нему пройти. Словом, наука нынче позволяет скрещивать такие виды, как интернет-каталог товаров, навигатор и электронный список. «Умная тележка» в Магазине Будущего пока существует в виде концепт-версии, но будет совершенствоваться и разрабатываться дальше.
«А что это вы положили в сумочку?»
Антикражная система — ещё один вид оборудования, разработанного с участием «РСТ-Инвент». Не всякий посетитель магазина догадается о назначении плоского предмета, подвешенного к потолку и напоминающего кондиционер в стиле модерн. Так и задумано: подобная конструкция антикражной системы не раздражает покупателей.
Детали: Основная сложность здесь – подбор мощности сканирования. С одной стороны, система должна отслеживать все неоплаченные товары, а с другой – не считывать товары, расположенные на близлежащих полках. Зато единожды оплаченный промаркированный RFID-меткой товар уже не «зазвенит» под антикражным считывателем: система безошибочно будет отличать купленный полчаса назад и пронесённый в сумке внутрь магазина йогурт и такой же йогурт, только что взятый с полки.
«Я подумаю об этом завтра»
Магазин Будущего назван так не случайно. Это пилотный проект, цель которого – продемонстрировать принципиальную возможность использования RFID-меток в розничной торговле. Его открытие не означает, что завтра «Пятёрочка» напротив вашего подъезда обзаведётся «Умными кассами» и «Умными полками». И основная причина . И основная причина – в том, что практическая реализация этой идеи сталкивается с целым рядом ограничений.
Один из основных камней преткновения – упаковка продуктов. Не всякая упаковка может обеспечить надежную считываемость нанесенной на нее RFID-метки. Фольгированные упаковки корма для животных, тетрапаки с соками и молоком, железные консервные банки – всё это в Магазине Будущего относится к «красной группе» товаров, которые вынесены в отдельную зону. На них стоят обычные штрих-коды, оплатить их можно у кассира. И, кстати сказать, в «красной зоне» всегда есть очередь. Очень наглядно, между прочим, демонстрирующая разницу в скорости обслуживания «Умной кассой» и человеком. Безусловно, это решаемая проблема. Так, например, представители крупной компании-производителя продуктов, посетив Магазин Будущего и увидев, что их товары продаются в «красной зоне» (из-за наличия фольги), выразили желание обсудить замену металлизированной фольги на радиопрозрачные аналоги. Есть и ещё один нюанс. Сейчас процесс маркировки товара RFID-метками проводится прямо «за кулисами» Магазина Будущего. Здесь тоже есть масса сложностей, которые пришлось решить в процессе создания RFID-магазина. Подобные задачи легко будет решить, когда заводы-производители перейдут на RFID-маркировку своих товаров. Но это – тоже вопрос завтрашнего дня. Хотя уже сегодня ООО «Магазин Будущего» ведёт работу с поставщиками FMCG по внедрению пилотных проектов маркировки товаров RFID-метками.
«Вкалывают роботы, счастлив человек»
В современном мире высокие технологии сменяют друг друга быстрее, чем погода за окном. И если лень – двигатель прогресса, то основная бытовая цель прогресса – это комфорт. Любое изобретение, направленное на повышение удобства людей, решительно и очень быстро воплощается в жизнь. У нас сейчас есть редкий шанс – поудивляться тому, что так скоро станет повседневной реальностью, оценить идеи, масштаб проделанной работы и перспективы. Последние, собственно, очевидны: Магазин Будущего превратится в Магазин Настоящего, и мы, как обычно, перестанем думать о высоких технологиях – пусть высокие технологии сами о нас думают! В конце концов, то самое «завтра», о котором мы так долго здесь говорили, по определению наступает меньше, чем через 24 часа.
Автор публикации: Ирина Боярская