Петербургская компания «РСТ-Инвент», софинансируемая «РОСНАНО», вывела на рынок оборудование для учета изделий в ювелирной и фармацевтической отраслях.
ООО «РСТ–Инвент» специализируется на технологии RFID (радиочастотная идентификация) — это альтернатива штрихкодам. С меток RFID можно считывать информацию бесконтактно и обрабатывать единовременно большие партии товаров. В «РСТ–Инвент» сделали оборудование для ювелирной отрасли — RST–Cube. По сути, это ящик, куда можно сложить до 100 товаров с RFID–метками, чтобы одновременно считать с них информацию и занести ее в компьютер. Обычно RFID плохо работает с металлами и жидкостями, но здесь эта проблема решена для мелких предметов, поэтому устройство нацелено как на ювелиров, так и на фармацевтов. В идеале товары должны обзавестись RFID–метками еще на этапе производства.
Завод «РСТ–Инвент» расположен в Ленобласти. В бизнес было вложено 630 млн рублей, из них 190 млн рублей — инвестиции «Роснано». Вторым совладельцем «РСТ–Инвент» является » Группа компаний Систематика», крупный игрок IT–рынка.
«Пока использование RFID могут позволить себе только крупные производители – это обусловлено достаточно высокой стоимостью RFID-бирок при небольших тиражах, — признает Виталий Войцехович, руководитель по развитию бизнеса «РСТ-Инвент». – Мы пытаемся решить эту проблему – стандартизировать размер ювелирной бирки для разных производителей. Это сделает технологию RFID доступной для среднего и малого бизнеса».
Стоимость RFID-системы для ювелирной отрасли варьируется в пределах от 0,5-30 млн рублей. Цена бирки, куда встроена RFID-метка, зависит от тиража: при минимальном тираже 100 тыс. штук стоимость составит 5-10 рублей за штуку.
Девять из десяти
В компаниях, которые занимаются внедрением RFID, сообщают, что ювелиры этой технологией активно интересуются.
«Конечно, многих потенциальных заказчиков останавливает стоимость решения, — отмечают в компании «Эрфид», — но все больше компаний понимают, что повышение точности и скорости сбора информации позволяет окупить инвестиции меньше чем за год». «Девять из десяти обращений от ювелиров звучат так: «Можно ли сложить товары в одну кучу и все просчитать?» — говорит Анна Карпова, руководитель RFID-проектов компании IDLogic. – В отличие от зарубежных коллег, российские торговцы ювелирные изделия хранят именно так – единой массой» По словам Анны Карповой, зарубежные технологи не предлагают решение, подобное RST-Cube, именно потому, что оно там не востребовано. Российские аналоги интеграторам неизвестны.
Когда восторг поутих
Несколько лет назад технология RFID вызвала большой восторг у ретейлеров. Компания Х5 Retail Group показала на форуме «Роснанотех-2011» проект «Магазин будущего» с «умной кассой», оборудованной RFID. Но обычные потребители его так и не увидели. Хотя, как утверждают в ООО «Магазин будущего», «умная касса» — более сложное и совершенное устройство, чем RST-Cube, но с ним она не конкурирует, так как ориентирована на супермаркеты.
Оценки объема рынка RFID в РФ колеблются в диапазоне $40-300 млн. Технология прижилась в торговле одеждой, производственно-складской логистике. Интеграторы RFID говорят, что фармацевты – нечастые клиенты. Тем не менее компания «Герофарм» планирует внедрять технологию в 2014 году.
Генеральный директор ОАО «Русские самоцветы» Сергей Докучаев считает, что идея RST-Cube хорошая, но надо взвесить соотношение затрат и выгоды. Кроме того, не факт, что оптовым покупателям будет удобно работать с новыми метками.
Кстати, по данным «РСТ-Инвент», чаще всего ювелиры не заменяют штрих-коды RFID-метками, а используют все вместе.
Авторы: Жанна Журавлева, Елена Домброва
«Деловой Петербург», №180, 10/10/2013