28 августа в рамках Международного авиационно-космического салона «МАКС-2013» Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем провел специализированную конференцию «RFID-технологии в авиации. Состояние и перспективы развития».
В рамках конференции отечественные представители авиационной промышленности рассказали о перспективах использования RFID в авиационной отрасли РФ, об обеспечении безопасности полетов путем использования средств автоматической идентификации, а также об успешном опыте внедрения RFID при управлении производственными процессами предприятий машиностроения. Европейские специалисты авиапромышленной отрасли озвучили темы применения RFID-систем в целях гарантии «прозрачности» цепочек поставок промышленной продукции.
Технология радиочастотной идентификации уже несколько лет успешно внедряется в производственные процессы ряда зарубежных авиапроизводителей. Так, Boeing использует RFID-метки для маркировки ответственных узлов и агрегатов 787-модели, а Airbus начал внедрение технологии с модели самолета A350 XWB, в 2013 году перейдя к оснащению метками спасательных жилетов и кресел воздушных судов моделей А320, А330 и А380. На сегодняшний день корпорации Boeing и Airbus объединились для разработки единых требований к маркировке RFID для поставщиков узлов.
Что касается отечественной практики внедрения RFID, то на пути российских авиапроизводителей стоит ряд серьезных проблем. В частности, до сих пор не определены оптимальные способы RFID-маркировки авиатехники. Еще одной проблемой можно назвать отсутствие нормативно-правовой и организационно-технологической документации для проведения эксплуатации новой технологии. Также до сих пор не сформированы рекомендации по внедрению в практическую деятельность RFID-маркировки для предприятий-участников производства, поставки и эксплуатации компонентов.
Основная цель внедрения RFID в авиационной промышленности – прослеживание истории той или иной детали самолета от момента производства до момента ее утилизации. Это стало возможным благодаря записи необходимой информации на любом этапе производства на устойчивую к неблагоприятным условиям среды RFID-метку. На такую метку фиксируются необходимые данные не только о производителе, но и о пройденном сервисном обслуживании и ремонте. Еще одним преимуществом RFID-метки является объем памяти, который может в сотни раз превышать объем памяти привычного штрих-кода. Помимо этого, на любом этапе производственного цикла RFID-метки можно не только пополнять новой информацией, но и полностью перезаписывать.
К прочим преимуществам использования RFID в авиационной промышленности относится:
- надежная защита деталей от подделок,
- возможность считывания информации вне прямой видимости метки, на большом расстоянии и во время движения объекта,
- возможность одновременной идентификации групп объектов.